С начала 2025 года власти Азербайджана усиливают риторику в адрес армянских коллег. В частности, азербайджанский лидер назвал Армению «фашистским государством», отметив, что «этот фашизм будет уничтожен либо руководством Армении, либо нами».
Президент Азербайджанской Республики (АР) Ильхам Алиев агитирует за мир на Южном Кавказе, при этом называя Армению (РА) фашистским государством, угрозой для стабильности в регионе и географической преградой между его страной и Турцией. «Мы хотим мира и сотрудничества на Южном Кавказе, хотим, чтобы они [Армения] нам не мешали, — заявил Алиев в интервью национальным медиа, — Зангезурский коридор должен и будет открыт. Чем раньше они [в Ереване] это поймут, тем лучше».
Здесь же Алиев потребовал, чтобы партнеры Армении отказались от сотрудничества с правительством Никола Пашиняна в военной области. В первую очередь он назвал Францию, призвав ее и другие страны, осуществляющие военные поставки Армении, аннулировать эти контракты. Лидер Азербайджана также отметил, что все поставленное в Армению оружие должно быть возвращено.
Напомним, что, помимо требований разоружиться и не стоять на пути воссоединения Баку с Анкарой, к условиям мирного сосуществования с Арменией Азербайджан относит изменение Конституции Республики Армения. По мнению азербайджанской стороны, в Основном законе РА содержатся территориальные претензии к Баку.
Однако можно ожидать, что это не единственное изменение, на котором Азербайджан будет настаивать.
Баку также активно раскачивает тему так называемого «Западного Азербайджана» (концепции, согласно которой часть нынешней территории Армении исторически была заселена азербайджанцами). В этом контексте интересно обращение омбудсмена Азербайджана Сабины Алиевой, которая в своем открытом письме призвала международное сообщество осудить принудительное выселение 300 тыс. западных азербайджанцев с земель современной Армении. Она выступила с требованием, чтобы представители международных и национальных правозащитных структур выступили с осуждением действий армянских властей. В письме также поднимаются вопросы репатриации депортированных азербайджанцев обратно на эти земли и необходимость внесения изменений в национальное законодательство РА. В первую очередь речь идет об обеспечении равных прав азербайджанцев и возможности получения образования на азербайджанском языке. Не менее примечателен и тот факт, что в Измире в декабре прошлого года был открыт турецкий офис «Общины Западного Азербайджана», что демонстрирует полную поддержку АР со стороны Турецкой Республики.
Другим требованием, со слов Алиева, без которого мирный договор с Ереваном невозможен, называется упразднение Минской группы ОБСЕ. Премьер-министр Армении Никол Пашинян уже заявил, что в Ереване согласны распустить данную структуру для установления стабильности и мира в регионе.
Все рассмотренные выше факторы и заявления выглядят как ультиматум — либо Армения соглашается на все требования Баку, либо Азербайджан будет решать свои вопросы без мирного договора с РА. «Если Армении не нужен мирный договор, то он не нужен и нам. Мы и без его подписания сможем жить и проводить свою политику», — заявил Алиев.
Все это не исключает очередных военных действий со стороны Азербайджана, идеологическим и этическим оправданием которых может как раз послужить нынешняя риторика Алиева. В то время как ключевой военной целью может стать Сюникская область Армении для дальнейшей прокладки Зангезурского коридора. Президент АР попутно намекнул, что ни на кого из своих союзников Армения сегодня в полной мере рассчитывать не может. В этом контексте не внушает и доверия заключенная хартия о стратегическом партнерстве между США и Арменией, что может только осложнить отношения армянских властей с Ираном и Россией — двумя влиятельными на Южном Кавказе державами, которые выступали за статус-кво в регионе и недопущение распространения турецкого и американского влияния.
Проект Зангезурского коридора через Армению
В случае реализации конфликтного сценария едва ли западные страны вступятся за Армению. Сегодня для Европы крайне важны поставки азербайджанских углеводородов в условиях ограничения российского экспорта.
Зато у Азербайджана есть союзник, который всецело одобряет подход Баку к решению вопросов с Арменией. Вскоре после интервью, в котором Алиев назвал Армению фашистским государством, лидер Азербайджана созвонился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Обсуждалось сотрудничество по принципу «два государства — один народ». Кроме того, Эрдоган заверил партнера, что его страна полностью поддерживает установление мира на Южном Кавказе и продолжит оказывать всестороннюю поддержку Азербайджану.
В Армении предполагают, что лидер соседнего государства стремится легитимизировать эскалацию между двумя странами, провоцируя Ереван на агрессивный ответ. «Делаются агрессивные заявления из расчета на то, что со стороны Еревана будет услышана агрессивная реакция, что позволит Баку сделать собственные заявления более агрессивными, сочетая это с распространением ложной информации о нарушение режима прекращения огня со стороны армянской армии, чтобы сформировать «обоснование» новой эскалации в регионе», — заявил Никол Пашинян в «ответном» интервью изданию Armenpress.
Однако наиболее вероятно, что Азербайджан таким образом попросту «продавливает» Армению под скорейшие очередные уступки и начало согласования Зангезурского коридора.
Еще интереснее выглядит вопрос о роли Анкары в резко ужесточившейся риторике Баку. Задача Турции — «пробить» Зангезурский коридор и усилить связи со странами Центральной Азии, которые входят в Организацию тюркских государств.
Геополитику сопровождают очевидные экономические выгоды для Азербайджана. По оценкам, Зангезурский коридор позволит Баку увеличить экспорт страны на $710 млн. Он же упростит нефтегазовые поставки на западноевропейские рынки. Как минимум Азербайджан сможет сэкономить те 15% газа, которые сейчас забирает себе Иран в качестве платы за транзит через свою территорию.
Подводя итог, можно ожидать, что ультимативная риторика Азербайджана в сторону Армении будет только нарастать, а вопрос открытия Зангезурского коридора будет одним из центральных в 2025 году.
Эксперт ИКЦ «Аксон» Юлия Котова