Сегодня в российских медиа все чаще звучит сочетание Организация тюркских государств, но глубокого понимания того, что значит аббревиатура ОТГ и что это вообще за тюркские государства у нас нет.
Организация тюркских государств (ОТГ) – это новая структура, объединяющая Турцию с бывшими советскими республиками – Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменистаном в качестве наблюдателя.
Но откуда это образование появилось? Начало активного сотрудничества Турецкой Республики и среднеазиатских государств относится к 1990-м годам, когда после распада СССР для бывших союзных республик остро встал вопрос налаживания новых международных связей. Принято считать, что идея создания некоего тюркского союза принадлежит первому главе независимого Казахстана Нурсултану Назарбаеву.
Организация тюркских государств (ОТГ) создана в 2009 году в Нахичевани под названием «Совет сотрудничества тюркоязычных государств». Нынешнее наименование организация получила в 2021 году в ходе стамбульского саммита. На сегодняшний день в ее состав входят Турция, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан (с 2019 года) и Казахстан. Венгрия, Туркменистан и непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра присоединились к ОТГ в качестве наблюдателей.
Ключевым проектом, продвигаемым организацией, является Транскаспийский международный транспортный маршрут (или Срединный коридор), соединяющий территории Китая и Европы в обход России, что несет нам значительные экономические и геополитические издержки, конкурируя с Северным коридором на российской территории.
По существу, проект является основным конкурентом российского маршрута, и, несмотря на его мультимодальность (путь пролегает не только по суше, но и через два моря, усложняя перевозки), запрос на использование ТМТМ возрастает. Формально «Срединный коридор» был создан в 2013 году в рамках соглашения между Казахстаном, Грузией и Азербайджаном, однако на сегодняшний день он является «флагманским» проектом ОТГ. В подписанной по итогам Шушинского саммита 2024 года Карабахской декларации подчеркнуто особое значение Срединного коридора. В отдельном пункте документа указано, что именно благодаря ему стороны «усиливают региональные связи и экономическую интеграцию». Подобная логистика (пусть и в мультимодальном варианте) не только способствует региональной интеграции, но и компенсирует отдаленность Турции от Средней Азии.
Проект Зангезурского коридора через Армению
Для оптимизации работы маршрута Турция и Азербайджан лоббируют открытие Зангезурского коридора, проходящего по югу Сюникской области Армении. По задумке, коридор свяжет основную территорию Азербайджана с анклавом Нахичевань и далее с Турцией. Для Армении открытие коридора будет де-факто означать утрату части суверенитета над данной территорией.
В работе Срединного коридора заинтересован также Запад, поскольку его наличие позволяет снизить зависимость от России в мировой торговле с Китаем и Средней Азией. Инвесторы тоже спешат воспользоваться ситуацией: ЕС готов выделить 10 млрд евро на развитие инфраструктуры Срединного коридора.
Среди других экономических и финансовых проектов ОТГ — создание Тюркской торгово-промышленной палаты, Тюркского делового совета и Тюркского инвестиционного фонда. Кроме того, на июльском саммите организации президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал создать Совет тюркских центральных банков и Общетюркскую патентную организацию.
Тезис о единстве тюркского мира продвигается не только на уровне культуры, но и в языковом измерении. Уже не первый год со стороны турецких властей звучит предложение разработать единый тюркский алфавит в рамках ОТГ. В случае принятия он полностью заменит кириллицу на постсоветском пространстве, а со временем — и русский язык в качестве языка межнационального. Логично, что ему на смену придет турецкий. В Казахстане разработка латинского алфавита началась еще при Н. Назарбаеве, однако к консенсусу его авторы не пришли до сих пор. Латинский алфавит вместо кириллического внедряется в РК постепенно, например в крупных городах на указателях, однако с учетом продвигаемых Турцией инициатив такая работа будет ускорена.
Пантюркистские идеи, продвигаемые президентом Турции и его правящей «Партией справедливости и развития», основываются на тезисе о «единстве» тюркского мира — его культуры, языка, истории. Отсюда инициатива по созданию единого тюркского алфавита, принятого 11 сентября 2024 года. Латинский алфавит, состоящий из 34 букв, конечно, не отражает языковых особенностей всех тюркских языков. Однако страны ОТГ намереваются внедрить его в первую очередь в дипломатической и академической сферах.
Следующим шагом на этом пути станет переход всех государств на латиницу. Министерство просвещения Казахстана уже заявило, что учтет общий тюркский алфавит при разработке казахской латинской графики. Правительство Киргизии пока не анонсировало проведение языковой реформы. Однако окончательная «декириллизация» языков в регионе (Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан перешли на латиницу еще в 1990-е годы) еще сильнее подорвет позиции русского языка как языка межнационального общения: для поколений, воспитанных на латинском алфавите, он попросту станет слишком трудным для восприятия.
В рамках деятельности Международной тюркской академии шла разработка учебников по общетюркской истории, литературе и географии, завершившаяся в 2022 году. Историческая составляющая пособий затрагивала историю тюрок до 15-го века. Как заявлял министр просвещения РК, учебники не планируется внедрять в образовательные программы, однако педагоги смогут использовать их факультативно.
В рамках унификации понятий в 2024 году Турция отказалась от использования термина «Средняя Азия» (Orta Asya), перейдя на «исторически более корректный» «Туркестан» (т.е. страна тюрок). Примечательно, что в исторический Туркестан входила далеко не вся территория современной Средней Азии.
И наконец, Турция все активнее продвигает военное сотрудничество. Наиболее тесное партнерство среди членов ОТГ Турция имеет с Азербайджаном. Шушинская декларация 2021 года закрепила союзнические отношения между странами. Кроме того, армия республики, по заявлению властей, переведена на турецкие стандарты. Турция стремится экстраполировать данный опыт на остальных союзников.
Потенциально ОТГ имеет возможность стать военно-политическим блоком. С предложением о создании дорожной карты по обороне и оборонной промышленности в рамках ОТГ в ноябре 2023 года выступал Ильхам Алиев. Бывший посол Киргизии в Азербайджане Кайрат Осмоналиев также предложил поднять вопрос о создании системы безопасности для тюркского мира. Стоит при этом помнить, что Турция по-прежнему является членом НАТО.
Турция продвигает в рамках ОТГ привлекательную идеологию, основанную на культурной, этнической и исторической близости стран-участниц. Фактически турки предлагают среднеазиатским странам и Азербайджану новую идентичность в виде «тюркского мира». Россия на сегодняшний день может противопоставить этому только экономические проекты в виде ЕАЭС.
Однако ставка исключительно на торговые отношения с бывшими советскими республиками не может обеспечить, например, положение русского языка в регионе или сохранение позитивного образа страны. Для решения этого вопроса необходимо сосредоточиться на культурных и гуманитарных инициативах, направленных в первую очередь на работу с молодежью, а также пересмотреть политику российских СМИ «на местах».
Игнорирование турецкого фактора на постсоветском пространстве – и в первую очередь набирающей обороты ОТГ – угрожает России как с точки зрения сугубо экономических потерь (интенсивная работа ТМТМ, проникновение турецкого бизнеса в регион и т.п.) так и в разрезе формирования полноценного военно-политического блока. Существующие объективные проблемы в Организации Договора о коллективной безопасности с одной стороны и растущие поставки продукции турецкого ВПК в среднеазиатские страны рано или поздно поставят под вопрос перспективы России как гаранта безопасности в регионе.
Эксперт ИКЦ «Аксон» Лия Фаррахова