В последние месяцы Армения стала объектом активных политических изменений, которые, безусловно, служат подтверждением о переформатировании ее внешнеполитического курса. Это выражается в активизации обсуждения перспектив вступления республики в Европейский Союз, подписании Хартии о стратегическом партнерстве с США и в переговорах с Азербайджаном о мирном договоре. Одним из ключевых аспектов в этом контексте стало обсуждение возможности внесения изменений в Конституцию страны. Стремление Армении пересмотреть основные принципы своей Конституции не является случайным. Изменение армянской Конституции продиктовано извне и представляет собой очередную одностороннюю уступку, на которой настаивает Баку.
Премьер-министр Армении (РА) Никол Пашинян, обвинив в 2023 году Россию в утрате контроля над Карабахом, дал важный сигнал о том, что Ереван начал искать новые пути взаимодействия в сфере безопасности и международных отношений. В условиях утраты РФ статуса традиционного союзника, армянское руководство решило сделать акцент на диверсификацию своих оборонительных ресурсов, и окончательно сформировать новую архитектуру безопасности на Южном Кавказе. Значительные политические изменения, которые сегодня переживает Армения и весь регион в целом, находят отражение не только в попытках сблизиться с Европейским Союзом или США, но и в мирных переговорах с Азербайджаном (АР).
Эрозия традиционных союзнических связей Москвы и Еревана в условиях давления со стороны Азербайджана и его традиционного союзника Турции влекут за собой новые риски. Говоря о факторе давления, стоит отметить, что на протяжении всего 2024 года руководство АР на постоянной основе выдвигали новые требования к Еревану, которые выглядели как самые настоящие ультиматумы. Одним из таких «требований» азербайджанской стороны стало изменение Конституции РА. Данная повестка не осталась без внимания в армянском истеблишменте и сегодня приобрела особую специфику.
19 февраля 2025 года Никол Пашинян выступил с заявлением о необходимости принятия новой Конституции республики. «Принятие новой Конституции имеет важное значение, поскольку все референдумы, проведенные для принятия действующей Конституции, имеют серьезную нелигитимность в общественном восприятия», — подчеркнул глава кабмина в эфире национального телевидения.
Стратегической целью изменения основного документа страны Пашинян назвал переход «от остаточного функционирования безгосударственной нации к функционированию государственно-образованного народа».
Вопрос о внесении изменений в Конституцию Армении стал объектом активных обсуждений и политических дискуссий в последнее время. Как уже было упомянуто выше, этот процесс не только внутригосударственный — он вступает в сложное взаимодействие с внешними факторами, среди которых особенно выделяются интересы Азербайджана и стоящим за его политикой Турции. В этом контексте изменения в Конституции представляют собой не только шаг к реформации внутренней политики, но и потенциальный вызов как для самой Армении, так и для ее отношений с Россией.
Тему обновления Конституции Пашинян поднимает не впервые. В начале 2024 года он иносказательно сравнивал основной документ республики с «красной одеждой», которая может разозлить «быков» «по оба конца дороги», которую нужно пройти стране.
В аллегориях премьер-министра аудитория можно без труда разглядеть Азербайджан, ведь исключение ссылок на Декларацию о независимости из текста Конституции Армении является одним из требований Баку для подписания мирного соглашения с Ереваном. В Декларации присутствуют упоминания Нагорного Карабаха, который Пашинян признал частью Азербайджана. На протяжении всего прошлого года президент АР Ильхам Алиев и другие представители азербайджанской власти постоянно требовали от РА изменения Конституции. В первую очередь для того, чтобы получить юридические гарантии полного отказа Еревана от территориальных претензий к Баку и, в частности, Карабаха.
Как и ранее, Баку продолжает настаивать на изменении Конституции Армении, несмотря на заявления Никола Пашиняна об отсутствии в Основном законе территориальных претензий к соседним странам. Более того, глава МИД АР обвинил Конституционный суд (КС) Армении в «усложнении ситуации» с переговорами по подписанию мирного соглашения.
26 сентября 2024 года, КС признал не имеющей правовой силы ссылку на Декларацию о независимости в преамбуле Конституции. Данное решение, по сути, стало очередной уступкой армянских властей Азербайджану. Тем не менее Байрамов заявляет, что Баку видит в данном документе претензии на свою территориальную целостность.
В ст. 1 Основного закона РА есть ссылка на Декларацию о независимости страны, которую 23 августа 1990 года принял Верховный совет республики. В начале этой декларации, в свою очередь, есть отсылка к совместному постановлению Армянской СССР и Нагорного Карабаха «О воссоединении» 1989 года.
За претензиями АР довольно просто разглядеть влияние Турции. Напомним, что еще в 2024 году председатель Совета старейшин Организации тюркских государств, бывший премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, выступая на конференции в Баку, потребовал изменить Конституцию РА. «Необходимо внести изменения в Конституцию Армении. На государственном гербе Армении изображены наши земли и Агрыдаг (гора Арарат - ред.). Это должно быть устранено», — заявил Йылдырым.
Турецкий депутат и глава межпарламентской группы дружбы Турция-Азербайджан Шамиль Айрым в конце 2024 года отмечал, что Баку стремится подписать мирный договор с Ереваном, но для этого «Армения также должна изменить свою конституцию».
Крайне неоднозначно эту ситуацию комментируют в самой Армении. Несмотря на то, что премьер-министр республики своим недавним заявлением фактически запустил процедуру изменения Конституции, (глава Минюста РА Србуи Гальян заявила, что работа по подготовке нового текста документа уже ведется и проект должен быть утвержден до парламентских выборов 2026 года), в Совбезе республики отказываются подтверждать, что из новой Конституции Армении не будет изъята Декларация о независимости 1990 года.
Пока что все говорит о том, что под давлением Баку и его союзника — Анкары, Ереван намерен забетонировать территориальную принадлежность Карабаха к Азербайджану. Происходит это на фоне отдаления РА от России и заигрывания Армении с темой евроинтеграции страны. В частности, 12 февраля парламент Армении проголосовал за начало вступления страны в ЕС.
Изменение армянского основного закона — далеко не единственный ультиматум к Армении. Так, президент АР Ильхам Алиев потребовал, чтобы партнеры Армении отказались от сотрудничества с правительством Никола Пашиняна в военной области. В первую очередь он назвал Францию, призвав ее и другие страны, осуществляющие военные поставки Армении, аннулировать эти контракты. Лидер Азербайджана также отметил, что все поставленное в Армению оружие должно быть возвращено.
Помощник президента АР по внешней политике Хикмет Гаджиев ранее также заявлял, что деятельность наблюдательной миссии Евросоюза на армяно-азербайджанской границе должна быть завершена.
Не менее примечательно заявление Гаджиева о том, что мирный процесс не требует привлечения третьих сил. Таким образом, АР фактически отвергает участие посредников, на роль которых претендуют как западные страны, так и Россия.
Корректировка Конституции республики в условиях изменения внешнеполитического курса страны выглядит его следствием. Обвинив Россию в утрате Карабаха, Никол Пашинян запустил процесс диверсификации взаимоотношений страны в сфере обороны. В начале 2024 года основными партнерами по поставкам вооружений Еревану были объявлены Франция и Индия, а премьер пообещал, что его страна покинет ОДКБ, де-факто заморозив свое участие в организации. Очевидно, новая архитектура безопасности не усиливает переговорные позиции Армении, а совсем наоборот. Редактирование Конституции, обоснованное переходом страны «к функционированию государственно-образованного народа» яркое тому подтверждение.
Что касается перспектив Армении в ЕС, то в очереди перед Ереваном, который пока официально в союз никто не приглашал, только из стран на постсоветском пространстве стоят Украина, Молдавия и Грузия. Населению каждого из этих государств есть, что рассказать, о том, чего стоит завоевать расположение Брюсселя. Примечательно, что несмотря на высказываемые намерения, Армения так пока и не получила официального приглашения для вступления в ЕС.
Таким образом, желание Армении изменить Конституцию действительно является сложным вызовом, который продиктован требованием Азербайджана. Вопросы внутренней политики тесно переплетаются с международной динамикой, в которой важную роль играют Турция и АР. В этом контексте Армении придется крайне осторожно подходить к каждому новому шагу, учитывая не только внутренние интересы, но и сложные международные отношения, особенно с Россией. В конечном счете, способность Армении самостоятельно выстраивать свою повестку без внешнего влияния и не делать уступок в угоду других стран станет определяющим фактом в ее будущем на международной арене.
Эксперт ИКЦ «Аксон» Олег Джура