Несмотря на заявления грузинских властей о стремлении к улучшению отношений с Вашингтоном, реакция на эти инициативы со стороны Соединенных Штатов Америки остается сдержанной. Пока одни представители американского истеблишмента хранят молчание, другие предпочитают действовать, что выражается в том числе в поддержке представителей грузинской оппозиции, а также в рассмотрении санкционных законопроектов, касающихся действующего руководства Грузии. Однако бесспорным остается тот факт, что отношения между Тбилиси и Вашингтоном играют не последнюю роль в актуальной конфигурации сил на Южном Кавказе, а, значит, требуют особого внимания и анализа.
Недавние заявления премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе относительно готовности республики к «перезагрузке» отношений с США свидетельствуют об актуальности среди нынешних властей в Тбилиси евро-атлантической повестки. Не отстает от грузинского правительства и министерство иностранных дел республики, которое в лице его главы Маки Бочоришвили дает комментарии о «хорошем системном сотрудничестве» Грузии и США. По ее словам, Грузия является надежным партнером Вашингтона на Южном Кавказе.
Подобные заявления не являются неким феноменом, появившимся только сейчас. Если проанализировать заявления «Грузинской мечты» хотя бы за прошедший год, то есть еще до прихода к власти в октябре 2024 года, то можно увидеть, что риторика в сторону сближения с США прослеживалась уже тогда. Более того, сразу после итогов президентских выборов в Грузии в декабре 2024 года, новый лидер республики Михаил Кавелашвили выступил с заявлением, что страна никогда не сворачивала с курса на евроинтеграцию, а в числе приоритетов остаётся развитие отношений с США. В мае 2025 года последовало прямое обращение со стороны главы грузинского парламента к президенту США Дональду Трампу и его вице-президенту Джей Ди Вэнсу с предложением внести ясность в американо-грузинские отношения. В открытом письме к представителям американской администрации Ираклий Кобахидзе отметил, что с момента прихода республиканцев к власти между представителями стран не было «ни одной коммуникации на высшем уровне», при этом, в Грузии готовы начать «стратегическое партнерство» с чистого листа.
Несмотря на многолетний период партнёрства и сотрудничества между государствами, у правящей партии «Грузинская мечта» могут сформироваться обоснованные опасения относительно того, что инициируемая «перезагрузка» двусторонних отношений не будет соответствовать ожиданиям и стратегическим приоритетам страны. По крайней мере недавнее решение Палаты представителей США никакой оттепели не предвещает.
Напротив, 5 мая нижняя палата американского Конгресса рассмотрела и одобрила законопроект, призывающий президента США, в том числе, ввести санкции против правящей партии Грузии и ее сторонников, которые, согласно тексту документа, «занимались коррупцией с целью увести Грузию с пути евроатлантической интеграции».
Полное название законопроекта — «Закон об укреплении и мобилизации потенциала подотчетности, устойчивости и независимости в Грузии». Обычному обывателю он, вероятно, больше известен под сокращенной формулировкой MEGOBARI, являющейся латинской транскрипцией грузинского слова «друг» (მეგობარი).
Один из авторов документа, конгрессмен Джо Уилсон, отреагировал на решение Палаты представителей заявлением, согласно которому новый закон демонстрирует поддержку «свободолюбивому грузинскому народу». Кроме того, он назвал «незаконным режимом» нахождение у власти представителей «Грузинской мечты». По его словам, MEGOBARI призван показать неприятие Вашингтона в отношении нынешней ситуации в южнокавказской республике. Политик выразил уверенность в том, что единственный путь вперед для Грузии — это «свободные и справедливые выборы», а также освобождение всех политических заключенных.
Последнее утверждение перекликается с установками грузинской оппозиции. Бывший президент республики Саломе Зурабишвили ранее заявляла, что не признает итоги прошлогодних выборов в парламент, а вместе с этим и легитимность президента, которого новый состав парламента определил. Кроме того, экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили была также приглашена на инаугурацию Дональда Трампа в начале 2025 года. Это решение Соединенных Штатов стало определенным сигналом, показывающее неодобрительное отношение к «Грузинской мечте». Экс-лидер Грузии действительно приняла приглашение и отправилась в Вашингтон, чему предшествовало заявление о том, что она практически на ежедневной основе находится на связи с иностранными партнерами. Саломе Зурабишвили также лично подтвердила, что в столицу США она отправилась по приглашению Джо Уилсона, того самого конгрессмена, который был одним из разработчиков законопроекта MEGOBARI. Именно он, напомним, назвал Саломе Зурабишвили «единственным легитимным лидером Грузии».
События последних месяцев, безусловно, стали показательными для правящей «Грузинской мечты» с точки зрения перспектив сближения с Вашингтоном. Вместо этого в Тбилиси увидели новые санкционные решения и поддержку оппозиции. Говоря о MEGOBARI, в самом тексте документа, как и в заявлениях Уилсона, отчетливо проглядывается утилитарное геополитическое значение принятого закона. В частности, можно отметить обвинение конгрессмена властей Грузии в том, что они отклоняют крупные американские инвестиции в инфраструктуру в пользу китайских. Так, например, КНР, а не США получили контракт на работу с глубоководным портом Анаклия:
«Это блокирует Америку от Срединного коридора и отрезает доступ к критически важным минералам в Центральной Азии (ЦА), страны которой хотят быть друзьями Америки и друзьями западной цивилизации».
Срединный коридор (также известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТМТМ) — транспортно-логистический маршрут, соединяющий Китай и Европу через ЦА и Каспийский регион в обход России. Коридор пролегает через КНР, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Грузию, Азербайджан и Турцию.
Маршрут Срединного коридора
В развитии ТМТМ крайне заинтересован Запад, поскольку функционирование данного маршрута позволяет снизить зависимость от России в мировой торговле с Китаем и Центральной Азией. Срединный коридор также является ключевым проектом, который продвигает Организация тюркских государств (ОТГ). В подписанной по итогам Шушинского саммита ОТГ 2024 года Карабахской декларации подчеркнуто особое значение Срединного коридора. В отдельном пункте документа указано, что именно благодаря ему стороны «усиливают региональные связи и экономическую интеграцию». Подобная логистика призвана компенсировать отдаленность Турции от ЦА.
Таким образом, текущая ситуация в Грузии обосновано позволяет утверждать, что руководство республики продолжит предпринимать усилия по установлению и развитию контактов с новой администрацией США. В тоже время в американском истеблишменте отсутствует единая позиция по вопросу Грузии. Вероятно, Дональд Трамп и его окружение будут реагировать в ситуативном порядке на грузинский фактор, исходя из оценки потенциальных выгод от сближения с Тбилиси.
Если рассмотреть недавние решения американских чиновников с позиции прагматизма — подхода, характерного для администрации Трампа — то даже инициатива MEGOBARI приобретает новое значение. С утилитарной точки зрения MEGOBARI становится не просто инструментом давления США, но и механизмом расширения американского влияния на постсоветском пространстве, в частности в Грузии, что противоречит интересам России, Китая и Ирана.
Дальнейшая судьба документа и его практическая реализация будут зависеть от действий Сената и президента Соединенных Штатов Америки, чья поддержка необходима для ратификации законопроекта.
Эксперты ИКЦ «Аксон» Анастасия Ермакова и Юлия Котова