Шаг к урегулированию пограничного киргизско-таджикского конфликта: подписание соглашения о границе в 2025 году

В 2024-2025 гг. Киргизия (далее — КР) и Таджикистан (далее — РТ) достигли исторического прорыва в разрешении многолетнего пограничного спора. Ключевым моментом в этом процессе стала встреча в Баткене в декабре 2024 года, где Камчыбек Ташиев и Саймумин Ятимов, возглавляющие делегации по делимитации и демаркации границы, достигли соглашения по оставшимся спорным участкам, что заложило основу для дальнейших переговоров и подготовки итогового документа.

13 марта 2025 года в Бишкеке состоялось подписание договора о государственной границе между президентами Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном. Достижение компромисса потребовало взаимных уступок от обеих сторон. Как подчеркнул глава ГКНБ Киргизии Камчыбек Ташиев, выступая перед парламентом КР, «пограничный вопрос никогда не должен решаться в пользу только одной стороны».

Процесс ратификации договора прошел оперативно в обеих странах. 19 марта 2025 года нижняя палата парламента Таджикистана и Жогорку Кенеш Киргизии ратифицировали соглашение.

На текущий момент завершающим аккордом стало подписание закона о ратификации президентом Садыром Жапаровым 25 марта 2025 года.

Соглашение между КР и РТ можно оценить с нескольких сторон, рассматривая его влияние на региональную стабильность, экономическое развитие и внутреннюю политику стран.

Договор в первую очередь направлен на устранение основных причин конфликтов, которые возникали из-за спорных территорий и ресурсов, таких как вода и транспортная инфраструктура. Это, в свою очередь, должно привести к снижению напряженности и повышению безопасности вдоль границы. Успешное разрешение пограничных споров может стать положительным примером для других стран Средней Азии (далее — СА), способствуя укреплению регионального сотрудничества и стабильности.

Экономические последствия договора также весьма значительны. Возобновление транспортных связей между странами будет способствовать развитию торговли и экономического сотрудничества, что является важным аспектом региональной интеграции. Кроме того, соглашение о разделе водных ресурсов и транспортной инфраструктуры позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, что будет иметь положительное влияние на экономическое развитие обеих стран.

Помимо этого, подписанный договор может также оказать позитивные последствия на внутриполитическую ситуацию в КР и РТ. Урегулирование многолетнего конфликта демонстрирует способность правительств обеих стран решать сложные проблемы мирным путем, что может повысить его авторитет и доверие населения. Устранение конфликтных точек и обеспечение стабильности вдоль границы, также должно снизить социальную напряженность и повысить доверие к власти, что является важным фактором для внутренней стабильности и развития стран.

Так, например, ранее упомянутый анклав Ворух, сохранит статус таджикской территории в пределах Киргизии (см. карта №1). Основой конфликтогенности выступала историческая практика использования 19 тыс. га земель за пределами анклава. Теперь эта территория сокращена до 14,5 тыс. га с передачей Таджикистану 1 тыс. га пастбищ возле Воруха. В обмен Киргизии отошел аналогичный участок в Караганды-Сай (см. карта №2). Данное решение стало компромиссом, учитывающим демографический рост анклава (до 40 тыс. жителей) и первоначальные требования Душанбе о передачи 5 тыс. га, отклонённые Бишкеком.

1.jpg

Карта №1 — таджикский анклав Ворух

2.jpg

Карта №2 — участок Караганды-Сай

Решился и вопрос участка Кароол-Дёбё. По итогам соглашения КР получил 100 га земли в этом районе, расположенном в Лейлекском районе Баткенской области, что позволило отодвинуть границу РТ от стратегической дороги, ведущей в город Сулюкту. Глава ГКНБ КР Камчыбек Ташиев подчеркнул стратегическое значение этого участка, поскольку он обеспечивает безопасность транспортного сообщения и предотвращает возможные конфликты. Данный обмен стал частью более широкого соглашения, включающего перераспределение нескольких спорных территорий.

3.jpg

Карта №3 — участок Кароол

Ключевым элементом этого соглашения стало решение о совместном управлении гидросооружением «Головной водораздел» на реке Ак-Суу (Исфара), ранее провоцировавшем столкновения 2021 года из-за споров о распределении водных ресурсов (37% – КР, 55% – РТ, 8% – РУз). Установление паритетного контроля устранило риски блокировки Торткульского водохранилища, критичного для орошения 11 тыс. га киргизских земель.

4.jpg

Карта №4 — «Головной водораздел»

Урегулирован вопрос спорного участка Катта-Туз — небольшой территория площадью 600 га долгое время был источником разногласий между двумя странами (см. карта №5). В ходе переговоров было принято решение о равном разделении территории, по 300 га каждой стороне. Однако, учитывая наличие у Таджикистана документов на нефтедобычу с 1950-60-х годов и отсутствие подобных документов у Киргизии, а также в качестве компенсации за уступки в районе «Головного», окончательное распределение было скорректировано. В результате РТ отошло 150 га Катта-Туза, а КР получила 450 га.

5.jpg

Карта №5 — участок Катта-Туз

Село Достук, будучи самым удалённым поселением в Киргизии, отличалось высокой степенью конфликтности, обусловленной его непосредственной близостью к границе с Таджикистаном. Регулярные эскалации напряжённости приводили к разрушениям и жертвам среди гражданского населения и военнослужащих, превратив Достук в эпицентр пограничных споров. В результате делимитации границы жители Достука были переселены в село Чет-Булак Баткенского района в связи с передачей территории Таджикистану.

Несмотря на историчность данного соглашения, территориальные уступки вызвали внутриполитическую дискуссию в Киргизии. Так, передача села Достук (91 га) интерпретировалась парламентариями как создание прецедента для формирования «коридора» к Воруху. В ответ Садыр Жапаров акцентировал локальный характер обмена, компенсированного получением 30 га орошаемых земель для переселенцев и признание нейтральной зоной 253-метрового участка дороги Торт-Кочо.

6.jpg

Карта №6 — село Достук

Кроме того, новая граница между КР и РТ предусматривает передачу Таджикистану полного контроля над автодорогой Худжанд—Арка—Канибадам протяженностью 8 км, которая ранее была разделена между двумя странами. Таджикистану отошли 3 га территории базара, ранее являвшегося источником конфликтов. Общая площадь переданного участка составляет 12 га.

7.jpg

Карта №7 — участок Арка

Соглашение усилило пограничный режим через введение проверок на пяти КПП, включая границу с Узбекистаном, что направлено на пресечение контрабанды. Однако процесс ратификации и демаркации границы сохраняет риски пересмотра договорённостей в течение 1-2 лет — несмотря на прогресс, сохраняются вызовы, связанные с реализацией соглашения и потенциальными корректировками в процессе его выполнения. Реакция местного населения на территориальные уступки и необходимость дальнейших переговоров по нерешённым вопросам оставляют пространство для продолжения дипломатических усилий. Успех соглашения во многом зависит от поддержки жителей приграничных территорий и эффективного управления новыми границами.

Объективно, договор между Киргизией и Таджикистаном является значимым шагом в разрешении давних пограничных споров и содействии региональной стабильности. Однако его реализация потребует времени и усилий с обеих сторон для обеспечения практического выполнения соглашений и устранения потенциальных проблем.

Значение разрешения пограничного конфликта КР и РТ для внешней политики России и международных игроков в регионе

В нынешнем историческом соглашении между Бишкеком и Душанбе нельзя также не отметить и роль Москвы, которая ранее выступала посредником в урегулировании приграничных киргизско-таджикских конфликтов. Например, в октябре 2022 года в Астане состоялась трехсторонняя встреча глав Таджикистана и Киргизии Эмомали Рахмона и Садыра Жапарова с президентом России Владимиром Путиным. Именно тогда конфликтующие стороны согласились с такими формами урегулирования, как обмен спорными участками и совместное использование отдельных пограничных объектов. То, что эта встреча придала позитивный импульс в переговорном процессе, признала в том числе и таджикская сторона.

При этом, в Кремле не сразу отреагировали на заключение соглашение о делимитации киргизско-таджикской границы между Рахмоном и Жапаровым 13 марта. Реакция Москвы последовала лишь 14 марта — официально Россия приветствовала достигнутые договоренности Бишкека и Душанбе.

Однако несмотря на весь позитив, киргизо-таджикское урегулирование может поставить вопрос о дальнейшей роли России в регионе, включая потребность региональных акторов в российском присутствии. Особенно если учесть геополитическую ситуацию в СА, которая характеризуется активным участием в регионе США в союзе с Великобританией, Японией и Южной Кореей, а также Европейского Союза и Китая.

Примечательно, что Турция все больше демонстрирует возрастающую активность в среднеазиатском регионе, однако интенсивность ее вовлеченности варьируется в зависимости от конкретной страны. В частности, присутствие Турции в Республике Таджикистан менее заметно по сравнению с другими государствами региона, например, Киргизией. В последней Анкара реализует комплексную стратегию расширения своего влияния, охватывающую широкий спектр сфер сотрудничества: от здравоохранения и туризма до трудовой миграции и оборонного взаимодействия. Также по данным за 2024 год входит в топ-3 иностранных инвесторов в КР, занимая почетное 3-е место - $71,3 млн (1-е место занимает Китай, вложив $221,5 млн; 2-место у России - $192,8 млн). Ситуация приобретает дополнительную сложность ввиду статуса Турции как ключевого участника Организации тюркских государств (ОТГ). Используя платформу ОТГ, Анкара получает дополнительные возможности для продвижения своих геополитических и культурных интересов в регионе.

Что касается, Таджикистана, то особенную активность в регионе проявляет Китай, который является основным торговым партнером и ведущим инвестором страны. В 2024 году объем китайских инвестиций в Таджикистан составил $150,9 млн. Следующее место занимает США с объемом инвестиций $118,9 млн. Россия, несмотря на традиционно тесные связи с Таджикистаном, занимает 3-е место с инвестициями в размере $28,9 млн. В свою очередь, Пекин также интенсивно реализует свои торгово-экономические проекты в РТ. 

1.JPG

Поэтому в условиях ужесточающейся конкуренции в СА России важно сохранить как свое экономическое, так и военно-политическое влияние, включая 201-ю военную базу — крупнейший объект ВС РФ за рубежом.

Оценивая все плюсы и минусы, исторические соглашения между Киргизией и Таджикистаном представляют собой преимущественно положительное явление для российских интересов в регионе, особенно в аспектах безопасности и экономики. Москва заинтересована в мире и стабильности в регионах, расположенных к югу от ее границ, которые она считает стратегически важными для своей безопасности. Помимо этого, РФ также может сыграть ключевую роль в развитии приграничных районов Киргизии и Таджикистана, оказывая финансовую и техническую помощь для улучшения инфраструктуры, образования и здравоохранения. Это может снизить напряженность, вызванную экономическими проблемами регионов. Кроме того, включение Таджикистана в ЕАЭС, которое теперь поддерживает Киргизия после решения пограничных вопросов, может помочь решить проблему контрабанды и еще больше укрепить региональную стабильность в Средней Азии

Эксперт ИКЦ «Аксон» Анастасия Ермакова