Роль западных НКО в армянской политике

Сегодня у всего политического сообщества в России на слуху резкое охлаждение отношений с Арменией и правительство Никола Пашиняна, сыгравшее в этом немалую роль. В данном контексте обычно любят говорить о выходцах из неких западных некоммерческих организациях (НКО), но при этом мало кто знает о чем конкретно идет речь.

В Армении действуют тысячи НКО, финансируемых западными структурами. При этом, как показала практика, такие организации далеко не всегда преследуют благородные цели, а зачастую являются одним из ключевых инструментов влияния на политическую жизнь общества, а иногда и вовсе используются для демонтажа действующих политических режимов.

Хорошим примером этого стала армянская «бархатная революция» 2018 года. Во время этих событий в авангарде справедливо недовольных коррумпированным режимом Сержа Саргсяна граждан встали работники некоммерческих структур, примерившие на себя роль «моральных ориентиров» и «выразителей народной воли».

И теперь, спустя 6 лет после «революции» мы видим, что армянское правительство сделало сильный крен в сторону Запада, но при этом положение граждан Армении не улучшилось. Несмотря на экономический рост, который во многом достигнут благодаря интенсификации торговли с Россией, уровень бедности в республике в 2023 году находился на уровне 23,7% (по данным Статкомитета РА) против 23,5% в «дореволюционном» 2018. Не говоря уже о том, что армяне потеряли Нагорный Карабах и часть территорий в Тавушской области. Но тогда каких целей добивалась революция?

И тут нам нужно подробнее посмотреть на те самые некоммерческие организации.

Большую часть средств на развитие сети НКО в Армении в основном предоставляют американские структуры, включая самое многочисленное по числу сотрудников в мире посольство США, Агентство США по международному развитию (USAID), Фонд Сороса (реорганизован) и Национальный фонд демократии (NED). В сентябре 2024 года стало известно, что главный инструмент американской «мягкой силы» — USAID — увеличит годовое финансирование Армении cо 120 до 250 млн долларов.

В свою очередь, Евросоюз направил армянским НПО с 2019 более 3 млн евро на проекты в сфере демократии и развития «независимых» медиа. Кроме того, Брюссель активно интегрирует армянские НПО в патронируемый им Форум гражданского общества стран Восточного партнерства.

Те же ЕС и США финансировали некоммерческие организации и до «бархатной революции».

Главная цель подобных организаций — установление контроля над медиа- и политическим пространством страны и, что не менее важно, над лицами, принимающими решения. В Армении эта тактика сработала довольно успешно.

При этом крайне ошибочно полагать, что все эти НКО творят абсолютное зло. Многие из них действительно довольно привлекательны, потому что оказывают реальную помощь людям.

В этом смысле важно отметить, что эти организации в своей работе делают акцент не столько на политике, сколько на общественно-значимых проблемах, таких как: низкий уровень жизни; безработица; гендерное неравенство; домашнее насилие; коррупция; неравный доступ граждан к медицинским услугам, равно как и качество здравоохранения; и прочее. Значительное внимание уделяется проблемам молодежи, в первую очередь речь идет о доступе к образованию и работе. Поэтому для многих рядовых граждан участие в деятельности НКО означает в первую очередь решение собственных насущных проблем.

Подобная деятельность автоматически обеспечивает лояльность вовлеченных часто изначально аполитичных граждан как непосредственно к НКО, так и к странам происхождения данных структур. Согласитесь, если человек неглубоко разбирается в политике, то вряд ли будет плеваться в сторону тех, кто ему помогает.

Именно поэтому Запад помимо традиционных вложений в медиасети, «гражданское общество», правозащиту, экспертные сообщества, ЛГБТ и продвижение гендерного равенства, активно финансирует общественные проекты в области спорта, туризма, экологии, а также различные молодежные организации. Как известно, «тот, кто платит, тот и заказывает музыку».

Зап НКО_Армения_page-0001.jpg
Но, конечно же, за просто так ничего не бывает. И за оказываемую помощь приходится платить политическими бенефитами в пользу стран, которые финансируют местные некоммерческие организации – США, Евросоюз и Британию.

Чтобы понять масштаб работы прозападных НКО, достаточно взглянуть на состав правительства и других лиц, принимающих решения в Армении. Например, текущий кабинет министров, с незначительным количеством конъюнктурных чиновников-технократов, преимущественно состоит из выходцев из западных НКО (Фонд Сороса и пр.) и государственных структур США (USAID, NED). Подобный костяк правительства формируется с самой первой каденции Н. Пашиняна.

В случае с Арменией основной «кузницей кадров» для политических элит стал Фонд Сороса, формально реорганизованный в 2023 году, и подконтрольные ему проекты. Часть функционала фонда перехватил аффилированный с ним Democratic Development Foundation. Ключевые связанные с Фондом Сороса лица в элите республики, которые работали либо в самом фонде, либо реализовывали ряд его проектов в тесном контакте с финансируемыми организацией местными НКО:

  • Арсен Торосян — экс-министр здравоохранения, депутат Нацсобрания от «Гражданского договора». Учился в Гарварде, а также в соросовском институте Open Medical Institute;

  • Жанна Андреасян — министр образования, науки, культуры и по делам молодежи. Работала в общественной организации «Социоскоп» руководителем программ на деньги Фонда Сороса, имеет отношение к фонду Boon. Ее муж Петрос Казарян — руководитель программ Общественного телевидения Армении, рупора властей Армении;

  • Артур Ованнисян — секретарь фракции «Гражданский договор», работал в медиа. Участвовал в митингах в поддержку Фонда Сороса;

  • Арен Мкртчян — депутат Нацсобрания. Работал в соросовском проекте SOS и медиа «Жаманак»;

  • Давид Хачатрян — судья Конституционного суда РА. Бывший сотрудник посольства США (2006–2013), в 2009–2020 годы — член совета директоров Фонда Сороса в Армении, позднее — председатель совета директоров.



Особняком стоит европейско-американская Transparency International, бывшие работники которой также заняли высокие должности при власти Н. Пашиняна:

  • Армен Григорян — секретарь Совбеза Армении. Является одним из главных «разводящих» в отношениях с Россией. В 2015–2018 годы занимал должность координатора избирательных проектов Transparency International. В 2011–2018 годы публиковал аналитические статьи о демократизации Армении и развитии гражданского общества для связанных с Фондом Сороса и другими структурами ресурсов — CivilNet, MediaMax, EVNReport и др. Является одним из наиболее контактных и предпочтительных для Запада лиц, периодически посещает США, активно контактирует с руководством USAID.

  • Араик Арутюнян — глава аппарата правительства Армении. В 2005–2006 годы — руководитель программ в Хельсинской ассоциации прав человека. С 2014 года — член руководства Transparency International, с 2007-го вовлечен в молодежные инициативы по армяно-турецкому примирению. В качестве руководителя аппарата регулярно проводит встречи с руководством крупных западных агентов влияния, способствует реализации их проектов.

  • Арусяк Джулакян — депутат Нацсобрания. Сотрудничала с «Хельсинским фондом по правам человека в Польше», участвовала в мониторинге парламентских выборов в Грузии, «Европейской площадке демократических выборов», в программе «Избирательные процессы США». Соучредитель фонда «Развитие и защита права». В 2015–2018 годы — юрист Transparency International.

  • Лена Назарян — бывшая вице-спикер Нацсобрания, депутат. В 2009–2015 годы — координатор избирательных программ Transparency International. Ранее работала в Румынии в Европейской волонтерской службе. С 2016 года — член правления «Гражданского договора».

  • Эрикназ Тигранян — депутат Нацсобрания. В 2009–2018 годы — юридический консультант Transparency International.

Помимо этого, ряд высокопоставленных чиновников связаны с USAID:

  • Кристине Григорян — глава Службы внешней разведки Армении. В 2011 стала руководителем проекта USAID «Поддержка развития институционального потенциала Нацсобрания Армении». После «цветной революции» 2018 года работала советником вице-премьера Арарата Мирзояна, позднее замминистра юстиции. С 2022 года — омбудсмен по правам человека РА. С 4 октября 2023 года — глава СВР.

  • Арарат Мирзоян — глава МИД РА. С 2007 по 2010 год работал специалистом в британском банке HSBC Armenia, в 2011 году работал в российском информагентстве Regnum. С 2012 по 2013 был координатором программы Международного фонда избирательных систем по информированию избирателей (IFES), финансируемого USAID, после чего продолжил сотрудничать с западными структурами. Позднее работал в фонде «Инициативы развития Армении», а в 2014–2017 годы — экспертом по политическим партиям и стратегическому планированию Нидерландского института многопартийной демократии (NIMD). С 2012 года в качестве преподавателя ЕГУ участвовал в студенческих забастовках против власти. Член-учредитель партии «Гражданский договор», с 2016 года — член правления партии. Оппозиционные армянским властям источники считают А. Мирзояна агентом британских и турецких спецслужб. Сам глава МИД подобные обвинения категорически отвергает. Работал со Службой национальной безопасности (СНБ) Армении.

  • Левон Оганесян — вице-мэр Еревана, с 2022 года — руководитель совместной программы Международных систем управления USAID и аппарата вице-премьера РА.

Ярким примером работы западных НКО является организация по развитию «независимых» медиа Internews, которая в Армении локализирована как Центр медиа инициатив (с 2013 года).

В общих чертах работа Internews осуществляется следующим образом. Организация получает финансирование от западных правительств, корпораций и НКО; далее полученные средства организация использует для финансирования поддерживаемых СМИ по всему миру, обучения лояльных журналистов и гражданских активистов (тренинги, мастер-классы, семинары и проч.), организации специализированных мероприятий для журналистов, где они презентуют свои проекты и делятся опытом. Поддерживаемые СМИ и журналисты в дальнейшем транслируют в медиапространстве выгодные Западу нарративы.

Центр медиа инициатив при партнерстве с головным Internews, Ереванским пресс-клубом и Zinc Network и финансовой поддержке USAID (15 млн долларов) реализует в Армении медиапрограмму, направленную «на укрепление целостности информационного пространства в стране». Cроки реализации программы — 2023–2038.

Среди проектов центра можно отметить следующие:

  • Media.am — основной медиапроект «Центра медиа инициатив», финансируемый USAID и созданный в 2001 году. Представляет собой новостную интернет-платформу и управляет собственной сеткой СМИ, многие из которых демонстрируют антироссийскую направленность и поддерживают Украину.
  • Ampop.am (основатель — Сурен Егерь)
  • Razm.info (координатор проекта — Карен Вртанесян)
  • Nyut.am (основатель —  Ашот Агабабян)
  • Mitk.am (главред/директор —  Саймон Саргсян)
  • YSU.am (главред —  Карен Григорян)
  • Yerkir.am (Yerkir, главред — Агнеса Хамоян) 
  • SyunikOnline.am (главред — Гаяне Меликян)
  • Pastinfo (главред — Гаяне Меликян)
  • Hetq (главред — Эдик Багдасарян)
  • Factor.am

Среди местных НКО, подконтрольных Западу, также следует отметить Хельсинскую гражданскую ассамблею – Ванадзор, возглавляемую Артуром Сакунцом. Занимается поддержкой гражданских инициатив, защитой прав человека, мониторингом медиапространства, пропагандой демократических ценностей.

слайд (2) хельсинсккая группа.jpg
Структура включена в совет по конституционным реформам. Были вовлечены в процессы реформы полиции, занимаются правами человека и женщин в Вооруженных силах. Лидер А. Сакунц имеет тесные связи с судьями Конституционного суда Армении Седой Сафарян и Ваге Григоряном, а также бывшим председателем этого совета Гагиком Джанигиряном (со всеми тремя А. Сакунц завел тесное знакомство, работая в тандеме в комиссии по сбору фактов о разгоне протестов 1 марта 2008 года в Ереване в пользу оппозиционной на тот момент партии «Армянский национальный конгресс») и членом высшего судебного совета Кареном Туманяном (в 2014–2021 годы — председатель правления Хельсинской гражданской ассамблеи – Ванадзор).

Основными партнерами Хельсинской гражданской ассамблеи выступают следующие западные НКО: Democratic Development Foundation, NED, Норвежский хельсинский комитет, Amnesty International, Совет Европы, посольства Германии и Великобритании, Европейский межкультурный форум, Transparency International, Human Rights Watch, МИД Чехии и другие.

Резюмируя, можно сказать, что некоммерческий сектор в современности является благоприятной средой для формирования элит, так как политическая и околополитическая деятельность все сильнее переходит от «старых» крупных традиционных партий и движений к группам интересов.

Фактически Запад применяет универсальные инструменты, которые можно использовать в любой стране с некоторыми корректировками. В каждом относительно развитом государстве можно найти проблемы с правами женщин, гомосексуалистов, активную и креативную молодежь, защитников животных, экологических активистов и прочие подобные группы. Вовлечение людей в политическую деятельность на этой почве под зонтичной эгидой «демократических ценностей» гораздо эффективнее, нежели трансляция старых, структурированных и объемных идеологий, малопонятных обывателю.

При этом подобные механизмы вполне возможно реализовать и на консервативной платформе, начиная от объединений неравнодушных родителей, возможно, взять на вооружение профилактику с насилием в семье, местные патриотические и другие подобные объединения.

Эксперт ИКЦ «Аксон» Олег Джура