Мягкая сила Турции: образование как инструмент гуманитарной экспансии в Киргизии

В последние годы Турция значительно усилила свое присутствие в Киргизии, используя в качестве инструмента влияния гуманитарную сферу внешней политики. Особенно заметным становится влияние Турции на киргизскую систему образования.

Гуманитарное измерение внешней политики Турции фокусируется на использовании возможностей «мягкой силы». В случае с Киргизией, Турецкая Республика (ТР) активно распространяет свое влияние, создавая программы и инициативы, направленные на поддержку образовательных учреждений, обмен студентами и научные мероприятия. Например, в стране осуществляет образовательную деятельность Киргизско-турецкий университет «Манас», Республиканский Киргизско-турецкий лицей «Анадолу», Киргизско-турецкий женский лицей «Айчурек» и ряд других. Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TiKA) реализует активные шаги по развитию партнерских связей в Киргизии. Ими была построена больница киргизско-турецкой дружбы, созданы Киргизско-турецкий центр культуры имени Чингиза Айтматова и «Учебная кухня культур тюркского мира» в Джалал-Абадском университете экономики и предпринимательства, восстановлен Центр турецкого языка и культуры в Нарынском государственном университете. Они также финансируют Программы курсов по кооперативному управлению в сельскохозяйственной отрасли, инициативы киргизских НПО по организации курсов кройки и шитья, компьютерной грамотности и делопроизводства, тренинги по фильмопроизводству и многое другое.

Образовательная политика Турции является важной составляющей ее внешнеполитической стратегии на постсоветском пространстве. Анкара воспользовалась развалом системы государственного образования Киргизии после распада СССР для формирования базы под дальнейшую интеграцию.

В январе этого года в Пакистане на полях конференции, посвященной вопросам образования девочек в мусульманских сообществах, министр образования и науки Киргизии (КР) Догдуркул Кендирбаева провела встречу с министром образования Турции Юсуфом Текином. Представители стран говорили об укреплении и развитии турецких образовательных учреждений, а также о дальнейшем усилении связей в профильной области. Развитие совместных с Турцией образовательных программ и проектов, как подчеркнули в Министерстве образования КР, «способствует реализации общих целей [двух стран] в области образования».

Одним из важнейших инструментов для реализации гуманитарной и образовательной политики Турции за рубежом является «Маариф» — турецкий государственный фонд, созданный при министерстве образования в 2016 году. Он ставит своей целью развитие системы образования и расширение влияния Анкары в странах с турецкоязычным населением или культурными связями с Турцией, а также снижения влияния организации «Хизмет» и её идейного вдохновителя Фетхуллаха Гюлена в Турции и за её пределами. Мухаммад Фетхуллах Гюлен — турецкий исламский религиозный и общественный деятель, писатель и теолог. В 1999 году он покинул Турцию и обосновался в США. Гюлен многие годы поддерживал президента Реджепа Тайипа Эрдогана, но отношения между бывшими соратниками быстро испортились в 2013 году, а уже в 2016 году руководство Турции обвинило Гюлена в попытке государственного переворота и руководстве «террористической организацией». 

«Маариф» в Киргизии сосредоточен на открытии и управлении школами, предлагающими образовательные программы по различным дисциплинам, за счет чего Турции проще вовлекать в орбиту своего влияния школьников и молодежь, распространяя те нарративы и ценности, которые в Анкаре считают наиболее важными. 

Несмотря на благовидный образ, «Маариф» уже демонстрирует наступательную стратегию своего пребывания в Киргизии. Так, например, в начале 2025 года на встрече вице-премьера Киргизии Эдиля Байсалова, который курирует в правительстве страны социальный блок, и директора представительства «Маариф» Хюсню Биржана было объявлено о передаче под управление турецкого фонда сети образовательных учреждений «Сапат».

Речь о структуре, объединяющей более десятка учреждений среднего и высшего образования, работающих на территории Киргизии. Учреждения «Сапат» (ранее «Себат») относились к широкой международной турецкой сети школ-лицеев, развернутой по инициативе Фетхуллаха Гюлена.

На определенный период из-за проблем с Гюленом официальная Турция отчасти утратила контроль над этим рычагом мягкой силы. После попытки госпереворота в Турции в 2016 году по просьбе Анкары гюленовские школы в СНГ стали закрывать или переформатировать. Возглавлявший тогда Киргизию Алмазбек Атамбаев от учреждений решил не избавляться. Так, сеть «Себат» превратилась в «Сапат», а ее соучредителем стало Минобразования республики. Как показывает нынешняя история с передачей «Сапат» под управление «Маариф», в ближайших планах Анкары — не только восстановить, но и усилить свои позиции в республиканском образовании.

Передача «Сапат» под управление турецкого госфонда осуществляется в контексте переподчинения структур «гюленистов» по всему миру для дальнейшего их использования в качестве проводников мягкой силы Анкары за рубежом.

Турецкий фонд вызывает неоднозначную реакцию как внутри Киргизии, так и за ее пределами. Например, после новости о передачи сети лицеев турецкой стороне, родители учеников высказали опасения, что условия, программа и стоимость обучения изменятся, как и качество обучения. Они также остались недовольны тем, что Министерство образования не провело разъяснительную работу и не предупредило их о передаче школ. Хотя на самом деле, о передаче сети школ «Сапат» не знали в том числе и многие государственные лица. Так, даже кураторы в Минобразования не были осведомлены о происходящих изменениях, как собственно и сотрудники школ «Сапат». 

«Маариф» работает по разным направлениям. Еще в 2021 году он содействовал открытию в Бишкеке школы, рассчитанной на 61 класс, в которую теперь обещает привлечь дополнительные инвестиции. Фонд планирует расширить сеть образовательных учреждений, внедрить современные технологии и программы обучения. 

Завершает турецкую учебную картину по Киргизии работающий в столице республики с 1992 года киргизско-турецкий профессиональный лицей «Анадолу» и открытый в 1997 году киргизско-турецкий университет «Манас».

Все вышеперечисленное укладывается в активную работу Турции по продвижению идеи строительства т.н. единого тюркского мира, лежащей в основе идеологии Организации тюркских государств (ОТГ), куда входит и Киргизия. Образование при этом является идеальной точкой входа для работы с молодежью и ее воспитания в духе лояльного отношения к Турции и идеям пантюркизма.

Учитывая то, что при ОТГ действует и Союз университетов тюркского мира (объединяет высшие учебные заведения Турции, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана и Венгрии), выстраивается жесткая образовательная вертикаль, когда турецкая идеологическая составляющая будет присутствовать в жизни человека, начиная с детского сада и школьной скамьи до получения диплома о высшем образовании.

Эксперт ИКЦ «Аксон» Юлия Котова