Исторический контекст киргизско-таджикского конфликта

Приграничный конфликт между Киргизией (далее — КР) и Таджикистаном (далее — РТ) имеет глубокие исторические корни, связанные с неуточненной границей между Таджикской и Киргизской ССР в советский период. После распада СССР нерешённость вопроса привела к многочисленным конфликтам, особенно в долине реки Ак-Суу (в Таджикистане река известна как Исфара), где отсутствие чётких границ и острый вопрос распределения водных ресурсов реки создали почву для регулярных конфликтов между населением двух республик, проживающем в приграничье. Напряженность в приграничных районах усугубила социально-экономическая ситуация, так как они являются одними из самых бедных и отдалённых в обеих странах, что делает доступ к воде, пастбищам и инфраструктуре ключевым фактором конфликтов.

Пограничный спор между Киргизией и Таджикистаном имеет долгую историю: начиная с 1970 года эти конфликты демонстрировали постепенную эскалацию, трансформируясь из локальных бытовых споров в вооружённые столкновения с применением тяжёлого вооружения.

Истоки нынешних территориальных противоречий как в Средней Азии (далее — СА), так и на всем постсоветском пространстве во многом берут свое начало со времен СССР.

До революции территория СА входила в состав Российской империи, делясь на несколько крупных областей. После Октябрьской революции и создания Советского Союза территории бывших владений Российской империи стали частью новых советских республик, а в 1924 году начался процесс национального размежевания, в результате которого образовались национальные республики, однако многие вопросы границ остались нерешёнными. Остановимся на этом подробнее.

Так получилось, что во времена существования единого государства границы между союзными республиками нередко носили условный характер несмотря на то, что для республиканских элит этот вопрос остро стоял уже тогда. В то же время нельзя не отметить, что именно советскому периоду среднеазиатские республики обязаны формированием государственности — грубо говоря, именно в СССР сформировались нынешние национальные республики в современных границах, причем в большей степени это касается именно СА.

Итак, национально-территориальное размежевание в СА, особенно в районе Ферганской долины, привело к формированию крайне сложной системы границ между тремя советскими республиками: Узбекской, Таджикской и Киргизской ССР. По сути, это было обусловлено историческими особенностями расселения народов в регионе: узбеки и таджики традиционно занимали низменные части долины, в то время как киргизы населяли предгорья и горные районы.

Отметим, что изначальное разделение территорий было попыткой учесть эти особенности, однако проблема оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось.

Ближе к 1930 году был завершен процесс национально-территориального размежевания, в результате которого сформировались административно-территориальные единицы с преобладающе однородным национальным составом населения. В последующие годы советская власть не раз возвращалась к вопросу «уточнения» административных границ, однако возникла другая проблема – новые границы не получили юридического оформления и зачастую не были четко отражены на картах местности. Так, Узбекистану отошла центральная часть Ферганской долины, Таджикистану – западная, а Киргизии – окружающие предгорные и горные районы. Со временем это привело к образованию многочисленных анклавов внутри территорий соседних республик.

И даже существовавшие административные границы далеко не всегда учитывали этноконфессиональный состав конкретных территорий. Все это вызвало сложности после распада СССР при определении границ новообразованных государств, что нередко выливалось в вооруженные столкновения.

Как итог, в советский период сложилась следующая ситуация: на территории Киргизии образовалось четыре узбекских анклава (Сох, Шахимардан, Чон-Гара и Таш-Тепа) и два таджикских (Ворух и Кайрагач), а в Узбекистане – один киргизский (Барак) и один таджикский (Сарвак). Важно отметить, что большинство этих анклавов появилось не сразу, а в течение последующих десятилетий, часто в результате хозяйственной деятельности и формирования колхозов и совхозов.

Особенно проблемным участком стал район бассейна реки Ак-Суу (Исфара), включая анклав Ворух. Изначально эта территория входила в состав Узбекской ССР, затем была передана Таджикской ССР (далее —ТССР). Однако в последующие годы часть этих земель оказалась под контролем Киргизской ССР, что стало причиной длительных споров, продолжающихся до сих пор.

По мнению киргизской стороны, в этом районе исторически существовали и киргизские поселения, такие как Ак-Сай, Капчыгай и Кёк-Таш. Как уже было сказано ранее, в ходе коллективизации там были созданы колхозы, которые впоследствии были приписаны к Баткенскому району Киргизии. Переход киргизов к оседлому образу жизни способствовал быстрому росту этих сел.

Попытки урегулировать накопившиеся территориальные споры были предприняты в 1950-х годах с помощью так называемой Паритетной комиссии, которая предложила передать часть территории Киргизии, но этот протокол не был ратифицирован Таджикистаном. Несмотря на фактические изменения территории Киргизии, до конца 1970-х годов официальные карты СССР не отражали этих изменений, поскольку протокол не имел правовой силы. Однако эти усилия не привели к окончательному решению проблемы.

Примечательно, что спорные земли не были официально переданы Киргизской ССР, то есть де-юре их статус оставался неизменным. Таким образом, Киргизская ССР установила де-факто контроль над спорными территориями. Как итог, такое положение дел заложило основу для будущих территориальных разногласий и споров в постсоветский период между таджиками, проживающими в Ворухе, и поселившимися вокруг киргизами. Ситуация доходила и до применения огнестрельного оружия, как например в 1974 и 1989 гг.

После распада СССР между Киргизией и Таджикистаном неоднократно возникали территориальные разногласия относительно ранее упомянутых земель.

В ходе этих дискуссий Душанбе апеллировал к картам начала 1920-х гг. В свою очередь, Бишкек в своей аргументации опирался на более современные документы, в которых Ворух уже фактически обозначался как анклав на территории Киргизии. Пример Воруха – это лишь одна из многочисленных мин замедленного действия в СА, заложенная в СССР, которая дала о себе знать в полной мере уже после распада Союза. Впоследствии, около 70 участков киргизско-таджикской границы оказались спорными.

В итоге, с 90-х гг. и вплоть до 2024 года Бишкек и Душанбе не могли договорится о совместной границе, протяженностью порядка 980 км. В течение 30 с лишним лет между двумя странами зафиксировано множество различных приграничных конфликтов.

Основная доля инцидентов (порядка 250) приходится на период с 2010 по 2022 гг. Ранее, обе страны были слишком глубоко завязаны на своих внутренних проблемах – Таджикистан занимался устранением последствий Гражданской войны 90-х гг., в то время как Киргизия пережила серию политических потрясений, более известных как «цветные революции».

Поэтому первые 10-15 лет после обретения независимости КР и РТ пограничные «инциденты» в основном ограничивались бытовым характером. Однако со временем ситуация стала осложняться и обостряться.

Так, в апреле 2021 года начался конфликт из-за споров по водораспределению на спорной территории, которая лежала в районе реки Ак-Суу (Исфара), вблизи таджикского анклава Ворух. Вопрос заключался в установке видеокамер для контроля за распределением воды на водораспределительном пункте «Головной». После того, как таджикская сторона установила камеры, киргизские пограничники потребовали их снять, что привело к стычкам между местными жителями и пограничниками. Перестрелки быстро перерастали в масштабные столкновения с использованием оружия. Стороны обвиняли друг друга в нападениях, и вскоре военные столкновения распространились на другие участки границы, что привело к большому числу жертв.

Пик пограничного конфликта пришелся на сентябрь 2022 года — с обеих сторон погибли и были ранены несколько сотен человек, пострадала инфраструктура приграничных территорий Согдийской и Баткенской областей.

Поэтому особенно важным этапом в развитии полноценных соседских взаимоотношений между Киргизией и Таджикистаном является соглашение о делимитации границы, подписанное 21 февраля 2025 года, которое завершило многолетние территориальные споры. Документ, подписанный главами комитетов национальной безопасности, закрепил конфигурацию 980-километровой границы на основе договорённостей от 4 декабря 2024 года.

Эксперты ИКЦ «Аксон» Анастасия Ермакова и Олег Джура