III саммит «Центральная Азия — Европейский Союз»: чего ждать от предстоящей встречи?

В нынешней непростой геополитической среде Центральная Азия постепенно становится одним из приоритетных партнеров для Евросоюза. Брюссель, все больше проникая в регион, создает новые площадки для диалога. Одной из таких с 2022 года является саммит «Центральная Азия — Европейский Союз». В этих условиях можно без преувеличения констатировать угрозы для России по всему контуру вопросов, связанных с национальной безопасностью.  

В последнем издании Концепции внешней политики России от 2023 года ближнее зарубежье выделено в качестве важнейшего приоритета во внешнеполитическом измерении России, а главной целью обозначено «преобразование ближнего зарубежья в зону мира, добрососедства, устойчивого развития и процветания». Очевидно, что этого невозможно добиться без предотвращения недружественных действий иностранных государств. Однако как позывает реальность, и эти страны, и их объединения активно участвуют в дезинтеграционных процессах вблизи российских границ, провоцируя новые риски и угрозы для страны. И речь здесь идет о самых близких соседях и партнерах Российской Федерации.

По информации СМИ, Узбекистан до июля, то есть в первом полугодии, примет III саммит «Центральная Азия — Европейский Союз» (ЦА-ЕС). Предстоящее мероприятие обсудили министр иностранных дел Узбекистана Бахтияр Саидов и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас.

На деле же тот факт, что республика примет III саммит ЦА-ЕС в 2025 году, никакой новостью не является. О том, что мероприятие пройдет именно в Самарканде, еще в сентябре прошлого года сообщал президент страны Шавкат Мирзиеев. В декабре информацию подтвердила спецпредставитель ЕС по ЦА Терхи Хакала.

В формате ЦА-ЕС, символизирующем внезапно возросший интерес Брюсселя к соседям России, лидеры ЕС и ЦА встречались полтора года назад — летом 2023 года, когда саммит принимала Киргизия в Чолпон-Ате. Сам же интерес проявился сразу после введения целого вороха антироссийских санкций — первый саммит прошел осенью 2022-го в Казахстане. Тогда стороны подтвердили приверженность продолжению диалога на высшем уровне и развитию партнерства в соответствии с приоритетными направлениями. 

Саммит ЦА-ЕС на данный момент является главной диалоговой площадкой и инструментом по углублению связей европейцев с региональными политическими структурами и экономикой.

Большая часть направлений, по которым страны договорились работать в 2023 году, укладываются в логику формирования в ЦА базы для потребностей Global Gateway — глобального экономического проекта ЕС по обеспечению европейской «стратегической независимости». С этой целью европейцы активно поддерживают развитие альтернативных транспортных маршрутов и маршрутов энергоснабжения, осуществление перехода к «зеленой» экономике. Важными направлениями являются проекты в области «водной» повестки ЦА, внедрения частного сектора и европейских финансовых учреждений в цифровую связь и расширения инвестиционных и торговых механизмов. В качестве отдельного элемента западной политики можно выделить работу по созданию в подбрюшье России альтернативных транспортных, торговых и энергетических маршрутов.

Одним из наиболее амбициозных проектов Запада по ослаблению связей Центральной Азии с Россией является инициатива по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), соединяющего Европу с Центральной Азией в обход России. С целью наращивания потенциала альтернативных транспортных маршрутов, в январе 2024 года на европейском форуме Global Gateway было объявлено о намерении инвестировать в ТМТМ €10 млрд.

Что страны будут обсуждать на предстоящем саммите? Конкретная программа еще не обнародована. Со слов Терхи Хакалы, повестка мероприятия будет касаться, как и раньше, «взаимосвязанности, безопасности, политических и геополитических событий, изменения климата». При этом безопасность еврочиновница трактует самым широким образом — от борьбы с терроризмом, радикализацией, экстремизмом и купирования угроз, исходящих с территории Афганистана, до проблемы водных ресурсов. Можно предположить, что основная повестка будет строиться вокруг следующих тем:

  • состояние и развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества (в первую очередь в таких сферах как экономика и политика);
  • взаимодействие в рамках расширения Транскаспийского международного транспортного маршрута;
  • вопросы безопасности Центральной Азии, отдельно может быть рассмотрена ситуация в Афганистане, причем под предлогом борьбы с терроризмом может быть предложено расширить взаимодействие по линии спецслужб;
  • продвижение межрегионального сотрудничества для решения климатических, водно-энергетических и экологических вызовов;
  • наращивание гуманитарного сотрудничества, расширение образовательных и студенческих обменов.

Очевидно одно — своих намерений усилить позиции в Центральной Азии Брюссель не утратил. ЕС сильно заинтересован в диверсификации своих поставщиков ресурсов, а страны Центральной Азии — в привлечении инвестиций и технологий Евросоюза для улучшения своего экономического положения. Однако нужно понимать, что улучшение экономик стран региона не должно происходить за счет ухудшения отношений с Россией. Продвигаемые ЕС новые логистические маршруты в обход Российской Федерации, в условиях, когда РФ остается одним из ключевых партнеров стран ЦА в различных сферах (энергетика, прямые инвестиции, сельское хозяйство, продовольственная безопасность), должны всерьез восприниматься российским руководством. Самому же европейскому влиянию также должна быть дана объективная оценка. На фоне расширения экономической экспансии западных стран в медиапространстве Центральной Азии не менее активно насаждаются и продвигаются за счет финансирования Запада нарративы в области «деколонизации», в рамках которой тесное экономическое сотрудничество с Россией рассматривается как современная форма колониализма.

Другой болезненной темой является политика памяти, роль и смысл празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне, фактор СССР и Российской империи в развитии процессов в регионе и др. Все эти темы активно муссируются в попытках создать негативный образ России в обществах центральноазиатских стран. 

Проведение очередного саммита «Центральная Азия — Европейский Союз» должно быть серьезно воспринято, а результаты встречи проанализированы в первую очередь с позиций национальных интересов России на постсоветском пространстве. 

Эксперт ИКЦ «Аксон» Руслан Малахов